Поправки к законопроекту «О потребительском кредитовании»

Законопроект «О потребительском кредитовании»

Министерство экономического развития выступило с инициативой по ограничению возможностей банков по взысканию с должников просроченной задолженности.

Наказанием за чрезмерную настойчивость при решении данного вопроса варьирует от штрафа до административной приостановки деятельности.

Властям придется выбирать между стремительно растущим числом жалоб со стороны заемщиков на банки и коллекторов и риском снижения их платежной дисциплины.

Последствия принятия для банков

поправки к законопроектуПоправки, которые разработаны Минэкономразвития ко второму чтению законопроекта «О потребительском кредитовании» значительно ужесточают регулирование деятельности банков, закрепленное Госдумой в первом чтении 23 апреля. Предлагается ужесточить наказание за нарушение прав граждан-заемщиков.

Предлагается наказывать банки за нарушения правил работы с населением по просроченным кредитам. Должностные лица банков либо коллекторских агентств заплатят от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, руководители организаций— от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, юридические лица — до 100 тысяч рублей. Если штрафы не возымеют влияния на поведение взыскателей, то в этом случае им грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение последней меры к банку может фактически означать конец его деятельности. Однако такая «крайняя» мера может быть назначена только по решению суда.

Согласно действующей редакции КоАП РФ приостановление деятельности организации предусматривается только при угрозе жизни и здоровью людей, опасности возникновения эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей среде. Минэкономразвития предлагается аналогичное наказание за излишнюю настойчивость при истребовании задолженности по кредиту с заемщика, к примеру, постоянные телефонные звонки.

Согласно поправок, должник может потребовать от банка прекратить всякое взаимодействие с ним, как то — личные встречи, телефонные переговоры. В данном случае взыскателю останется лишь общаться с ним по почте и посредством SMS. Причем происходить это должно в дневное время и не чаще двух раз в сутки.

По мнению представителей банковского сообщества результатом принятия таких поправок станет резкое ухудшение платежной дисциплины заемщиков.

«Фактически это поощрение недобросовестного отношения граждан к своим обязательствам, которое приведет к злоупотреблениям правом со стороны заемщиков», — говорит зампред правления Альфа-банка Владимир Сенин.

Банки и коллекторы будут ограничены в использовании средств при выполнении взыскания.

По большому счету можно обвинить банк или коллектора в нарушении правил взыскания долгов — например, если SMS было доставлено в ночное время, а не днем по вине оператора связи.

Авторы поправок вовсе не считают их «драконовскими», а вполне объективным ответом на огромное число жалоб, поступающих от граждан на действия банковских работников и коллекторов при сборе долгов.

Однако, если учесть, что следить за соблюдением законодательства в сфере потребительского кредитования будет регулятор, создаваемый на базе ЦБ, то и подход к наложению санкций на банки будет предельно взвешенным.

Данные поправки в законопроект предварительно обсуждались с Минфином, так что шансы на их принятие очень велики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *